19.09.2022

Что дают развитию личности различные. Условия развития личности человека. Этапы развития личности


Многие люди со временем практически останавливаются в собственном развитии. У кого-то пропадает желание к саморазвитию в связи с достижением основных поставленных жизненных целей, кто-то занимается тем делом, которое ему не слишком нравится, а у некоторых людей банально не хватает свободного времени.

При этом, важно понимать, что развитие личности является одним из основных условий улучшения собственной жизни. Если человек не развивается, с течением времени у него нет новых возможностей, которые он мог бы предложить другим людям: в результате, в связи с быстрым развитием технологий и появлением новых возможностей для обучения он начинает проигрывать другим людям по большинству параметров.

Для того, чтобы развитие личности было комплексным, необходимо уделить внимание нескольким различным составляющим этого процесса. В целом оно подразумевает под собой изменение количественных и качественных свойств – в частности, это характер, способности, мировоззрение и самоощущение и т.п.

Накопление опыта – важная составляющая для собственного развития

Личностный рост подразумевает получение опыта в различных сферах жизни. Его можно приобрести как с помощью обучения (это касается как института, так и посещения различных курсов, мастер классов и т.д.), так и с помощью различных практических ситуаций.

Для получения разностороннего опыта лучше всего менять собственные увлечения и выходить за рамки собственной зоны комфорта - то есть тех вещей, которые вы хорошо умеете делать.

Так, человеку увлекающемуся изучением языков, стоит попробовать себя в единоборствах или фотографии, а тому, кто склонен к музыке, следует заняться чем-то непохожим – от скалолазания до плавания. Кроме того, следует посещать различные тренинги в рамках своей профессиональной области, которые позволят знакомиться с новыми методами и технологиями и получить реальную практику.

Наконец, следует делать выводы из любых происходящих ситуаций и корректировать свое поведение в случае их повторения.

Развитие гибкости характера – основа успешного выхода из любой ситуации

У каждого человека есть свои достоинства и недостатки, многие из которых заложены еще при рождении и воспитании. При этом, необходимо уметь акцентировать внимание и использовать собственные положительные качества и работать над отрицательными чертами.

Для того чтобы улучшить собственный характер и научиться лучше понимать себя, необходимо знакомиться с книгами по психологии. Многие из них позволяют изменить отношение к себе и окружающему миру, а также научиться извлекать пользу из любых совершаемых действий и происходящих ситуаций.

Определение собственного типа характера позволит лучше понять предрасположенность к тем или иным видам работы, а также развить возможность подстраиваться под заданные условия. Данная способность является важной составляющей для того, чтобы научиться достигать поставленных целей.

Личностный рост – это формирование мировоззрения и самосознания

Многим людям сложно определиться со своим отношениям к различным составляющим мира. Кроме того, практически у каждого человека зачастую возникает ситуация непонимания поведения окружающих людей или происходящих ситуаций. Наконец, нередки ситуации, когда мнение людей идет вразрез с ценностями общества: в результате этого может возникать серьезный дисбаланс.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности, необходимо пробовать себя в различных сферах жизни, знакомиться с трудами ученых в области психологии и физиологии (в том числе для того, чтобы избегать социальных ловушек, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно).

Кроме того, для того, чтобы работать над самосознанием, необходимо уделять время не только духовному и умственному развитию, но и приводить в порядок все сферы жизни:

  1. Следует сформировать определенный режим дня, в котором необходимо выделить время на себя и свои увлечения. Важно понимать, что в конце каждого дня следует подводить его итоги. Также полезной практикой является ;
  2. Правильное питание и тренировки являются основной для того, чтобы снизить уровень недовольства теми или иными составляющими жизни (поскольку спорт позволяет выбрасывать негативные эмоции), а также наладить эмоциональное состояние и ход мыслей;
  3. Найти баланс между различными составляющими своей жизни. Так, необходимо выстроить жизненные приоритеты и уделять время той или иной части жизни соответственно выстроенным приоритетам. В случае если наблюдается перекос (работу, отношения и т.д.), вырастет недовольство собой, а возможности для личного роста уменьшатся.

Важно понимать, что для успешного личностного роста следует завести привычку к планированию и распределению круга обязанностей. Это позволит даже в условиях серьезной занятости выделить время на собственное развитие, которое в долгосрочной перспективе является важным условием для достижения высоких результатов.

Таким образом, развитие личности – это достаточно сложный процесс, который обязательно должен быть комплексным. Кроме того, важно постоянно заниматься личностным ростом для того, чтобы развивать собственные конкурентные преимущества. Высокий уровень развития позволит проще справляться с поставленными задачами и оставлять больше времени на любимые занятия и отдых.

В современном мире, впрочем, как и в древние времена, достигнуть тех или иных высот с нуля могут далеко не многие люди. Не то, чтобы успех не приходит к остальным, но имеется в виду именно реальный успех, т.е. когда человек достигает своей цели, пройдя через различные испытания, невзгоды, несмотря ни на что. Конечно, вы можете, к примеру, просто выиграть в карты в дурака, играя со своими друзьями одним из вечеров. И это будет тоже успех. Но речь не о таком небольшом успехе, а о действительно великих делах. Таких делах, которые заслуживают всяческого уважения, а зачастую и зависть окружающих. Да, впрочем, и мелкие успехи тоже входят в этот список.

Почему сейчас так модны и востребованы различные тренинги личностного роста? Потому что, очевидно, есть в них потребность у некоторых людей. У того, кто хочет чего-то в жизни добиться, но у него не получается. У того, кто не плывет по течению, а хочет чего-то большего, чем простая жизнь работяги.

Чаще всего это желание развития зависит от материальных факторов, т.е. люди хотят не сколько развития личностного, сколько материального. Красивую жизнь, яхты, курорты, молодых красавиц рядом с собой и т.д. Люди хотят жить красиво. На этом и спекулируют различные коучи на тренингах. Уверяя, что прослушая их лекции, вы непременно станете богатыми и успешными альфа-самцами. Женщины будут так и липнуть к вам, мужчины уважать, а деньги водиться. От своей природной жадности, лени и желания получить всё и сразу люди клюют на такие уловки и записываются на тренинги. Позволяя, при этом, неплохо зарабатывать их авторам.

Но авторы этих тренингов пользуются несложными способами коллективного гипноза, при котором человек, под воздействием окружающих, начинает делать то, что говорит коуч. Коучи внушают им, что они самые лучшие и они все могут, но при попытке воплотить эти навыки на деле человек фрустрирует оттого, что ведь он реально считает себя успешным, уверенным в себе, но дела так и не идут в гору, девушки не липнут, и мужчины всё так же не уважают.

Но ключ к любому успеху уже давно выведен в простейшей формуле и широко используется людьми. Чтобы добиться успеха в том или ином деле - нужно катастрофически много трудиться над этим. Нужна сильная воля, которая не будет позволять спасовать при первых же трудностях, а заставлять продолжать начатое, во что бы то ни стало. Ну, и знаменитая формула: "Терпение - залог успеха!"

Терпеливо ждать, усердно трудиться и не останавливаться перед сложностями - это и есть всё, что нужно знать для достижения успеха. Другое дело, что иной раз это даётся все очень трудно. Но ведь чем сложнее путь - тем слаще победа!

Но в чем же суть личности в формировании успеха? Почему тренинги называются тренинги личностного роста? Потому что авторы их знают, насколько важна для достижения тех или иных целей именно личность человека. Ведь именно личность и есть показатель успешности.

Понятно, что термин "личность" можно употреблять и к совсем слабым, беспомощным людям. В криминалистике ещё любят "устанавливать личность". Поэтому для обозначение важности и высокой степени этот термин можно употреблять с заглавной буквы, тем самым показывая, что это не просто человек из серой массы, а действительно Личность.

При этом я нисколько не хочу оскорбить тех, кого можно отнести к серой массе людей. Все люди разные, и каждому своё. Но речь идёт именно о тех, кто действительно желает быть сильным и добиваться своих смелых целей.

Существует термин "Культ личности", который в свое время широко использовался для описания политического строя при И. Сталине. Сторонники же сталинизма на критику отвечали следующее: "Ну был культ личности, согласен, но ведь и Личность же была!"

Если не было бы Личности у того или иного правителя, его успехи в управлении тем или иным государством были бы ничтожны. Я не буду здесь давать каких-либо характеристик тем или иным правителям, но хочу указать на сам нюанс наличия Личности. Далеко не всегда эти личности были гуманны или вели себя даже кровожадно, но речь о самой значимости Личности того или иного человека.

Получается, чтобы добиться успеха в действительно сложном деле, нужно сначала себя превратить в Личность, т.е. самому стать личностью. Значит, величина успешности имеет прямую зависимость от величины личностного роста. Чем более твоя личность развита и сильна, тем большего успеха ты можешь добиться. Т.е., другими словами, Личность - это показатель успешности.

Что представляет из себя Личность сильного человека? Самое главное отличие от простых смертных в том, что развитая Личность имеет вектор развития. Т.е. она готова развиваться постоянно, не останавливаясь ни перед чем, тогда как у простого дворового гопника личность не развивается совсем. Тело его претерпевает физиологические изменения, стареет, но его разум стоит на месте, остановившись в каком-то возрасте. Значит, такая не развивающаяся личность не имеет векторной направленности.

Если взглянуть на уже успешных людей: известных артистов, спортсменов, бизнесменов, ученых и т.д. - то сразу видно невооруженным глазом, что каждый из них является специалистом в своём деле. Известный кардиохирург отлично выполняет операции на сердце. Бизнесмен владеет крупной компанией, и его бизнес процветает. Спортсмен - победитель различных соревнований и т.д. Каждый из них посвятил свою жизнь какому-то делу и делает его настолько качественно, что именно это заставляет других людей его уважать и завидовать ему.

Естественно, такие люди имеют хорошую материальную обеспеченность. Но если бы они зацикливались на том, что они хотят много денег, то им бы не удалось достичь успеха в этом своём деле по одной простой причине. Всегда, когда пытаешься добиться успеха, то натыкаешься на трудности, которые мешают тебе сделать это. При этом может падать мотивация и одолевать уныние. И если каждый раз, при каждой трудности пасовать, то тогда нельзя достичь вообще никакого успеха. Ни в чём.

Тогда невозможно стать хоть кем-то. Тогда человек способен пополнять ряды серой массы. Поэтому при развитии личности важно иметь или найти какое-то дело, которое настолько сильно вас поглотит, что вы достигнете в нем небывалых высот. Будь то спорт, бизнес, наука, искусство, какое-либо рукоделие или что-нибудь иное. Не важно. Главное - иметь нечто, в чем вы сможете быть первоклассным специалистом.

После этого вы будете иметь и материальное обеспечение, и любовь женщин, и уважение мужчин. И это всё так просто, однако, многие люди не понимают этого или просто не хотят ничего делать. Есть и такие. Одно дело, когда ты хочешь, но не можешь и не знаешь, как, а другое, когда ты и не знаешь, и даже не хочешь ничего знать. Тебя устраивает твоя скучная жизнь в виде пустого времяпровождения с каким-то жизнезаменителем: телевизор, компьютерные игры, алкоголь и прочее (много их).

Как же можно развивать свою личность, если тренинги по сути просто вымогают деньги и время? Развиваться самостоятельно. Как мы уже выяснили, для того, чтобы стать человеком , чтобы стать действительно Личностью, нужно для начала разобраться с тем, а чем, собственно, я должен заниматься. Но именно этот вопрос для многих очень сложный. Много людей, находящихся в поисках себя, которые не могут найти себе место, не могут найти цели. Берутся за одно - неинтересно, пробуют другое - тоже неинтересно. Спрашивают себя: а что же тогда мне интересно? - и не получают ответа. Ничего! Ничего не интересно. И таких людей много.

А в чем проблема такого безрезультатного поиска? А проблема в мотивации! Проблема психологического характера. Человек, пока рос, не получил должного воспитания от своих родителей по тем или иным причинам. И во взрослом возрасте не имеет особой тяги к свершению каких-либо дел. Вот мы и выяснили причину. Ведь человеческая личность начинает формироваться не в 20 лет, а гораздо раньше - в самом раннем возрасте, когда он проводит все время со своими родителями, а потом воспитателями детсадов и учителями. Но при наших реалиях родители очень часто не уделяют ребёнку должного внимания. Имеются в виду не просто "сюси-пуси-кушай кашку", а попытки научить его чему-то.

Ведь что такое воспитание? Многие люди под воспитанием понимают материнскую заботу. Накормить, одеть, обуть, доставить в детсад/школу и прочее. Т.е. сугубо бытовые мелочи. Однако воспитание не стоит путать с заботой . Воспитание - это передача своего опыта младшему поколению. Т.е. когда родитель обучает чему-то своего ребенка. Поэтому так называемых воспитателей детсадов зря так называют, ибо они толком-то ничему там не учат. Это не воспитатели, а надзиратели. Они, по сути, просто следят за ребенком, за его бытовыми нуждами, чтобы он не лазил куда не следует, вовремя ел, спал, т.е. просто присматривают за детьми, когда родители не могут.

Поэтому многие нерадивые родители искренне считают, что, утолив его бытовые нужды, включив мультик на телевизоре, накормив, обув, одев, они выполняют свой родительский долг. И ребенок вырастает бездарью. Воспитание же предполагает передачу своего опыта. А так получилось у нас, у млекопитающих, что процесс обучения у детей происходит путем копирования поведения более старшей особи, которая пользуется каким-либо авторитетом у ребенка. Проще говоря, ребенок копирует поведение своих родителей.

Помните, что узников концлагерей тоже кормили и одевали, при этом их личности никому не были важны, их содержали "на убой". Поэтому мало только кормить и одевать детей - их нужно еще воспитывать. У всех животных родители занимаются воспитанием своих детёнышей, учат летать, охотиться, учат жить и выживать в мире самостоятельно, и только наши, человеческие бестолковые родители, считают, что достаточно запихать в них какой-либо еды и дать в руки планшет с играми! Ведь даже щенков хозяин и то воспитывает, дрессирует!

Если его отец сильный, уверенный в себе мужчина, то и сын вырастает сильным, волевым человеком. Если мать любит закатывать истерики, вечно всем недовольна и вообще - стерва, то и дочь вырастает стервозной мегерой. Мы копируем поведение своих родителей, и если наши дети вырастают "плохими", то в большей мере это наша с вами вина, а не их (детей). Мы виноваты в этом. Значит мы вели себя, как животные, хотя и животные ведут себя лучше!

Поэтому вернемся к развитию личности и поиску себя. Отсутствие мотивации обуславливается той пустотой внутри нас, которую не смогли восполнить наши родители во время нашего роста. Ведь посмотрите на детей богатых людей. Нет, не наших горе-олигархов, сколотивших свое состояние на преступной приватизации 90-х годов, а на действительно богатых людей. Которые проходят обучение в престижных заведениях. К примеру, дети известных компьютерных гигантов, вроде Билла Гейтса, вообще даже почти не пользуются компьютерами. Вы вряд ли их встретите сидящими за компьютерными играми. Да, конечно, дети есть дети и шалости ни кто не отменял. Но что имеют их родители на выходе? Какими людьми вырастают их дети? Они знают по нескольку иностранных языков, умеют играть на музыкальном инструменте, разбираются в точных и гуманитарных науках. Проще говоря, из них готовят лидеров, готовят образованных интеллигентов, из них куют Личности, а не серую массу. Изначально эти дети были рождены для этих больших целей, а не просто по пьяни были зачаты на какой-то вечернике.

Они развиваются умственно, физически, культурно и нравственно. В наш-то информационный век столько доступной информации - бери её практически бесплатно! Но родители все равно плюют на своих детей. Им некогда. Они зарабатывают деньги. Они, бедные и несчастные, вынуждены вкалывать на двух работах, чтобы прокормить семью. У них столько дел, и туда надо успеть, и сюда. Или, точнее, якобы прокормить семью, а на самом дели они просто пытаются от них таким образом избавиться и уделяют время себе, чтобы обеспечить свои "хотелки":

  • купить дорогой (или не обязательно) автомобиль, или сменить на новый, более дорогой, "ведь не всю жизнь же на нём ездить! Нужно ведь к чему-то стремиться!";
  • сделать дорогой ремонт в квартире, а то "у соседей вон как красиво!";
  • купить ещё одну квартиру в ипотеку, при этом потом 15-20 лет горбатиться на банк;
  • съездить на курорт, ведь долгожданный отпуск наступил, и "как там без меня в Турции-то?!";
  • отдохнуть с друзьями,по тусоваться в клубе/баре/в гостях, как все взрослые люди, мы же устали после работы! Имеем право!;
  • тупо сидеть возле телевизора или монитора.

А что дети? А дети пусть учат свои уроки, а нам некогда, мы заняты! Учить вместе с ними - нет сил, у меня был очень сложный день, я устал. И реально, такой образ жизни выматывает сильно. Можно, например, переехать в деревню и заняться фермерством.

Поэтому и получается, что у человека внутри пустота. Он вроде бы и хочет чего-то, но не знает, чего. Не от чего оттолкнуться, не к чему придраться. Просто пустота, которую он восполняет различными заменителями жизни: валяется перед экраном, пьёт пиво с друзьями, играет в компьютерные игры, пропадает на работе, занимается различной бессмысленной деятельностью, чтобы хоть как-то скрасить свою внутреннюю пустоту.

Ну, а что делать сейчас? Вот и бегут такие люди на различные тренинги, думают, что их личность сразу вырастет - и они добьются успеха, станут наравне с владельцами крупных корпораций. Но ничего не получается. Не становятся они такими, а голова всё больше наполняется иллюзиями.

В таком случае надо идти к психологу и прорабатывать в себе все эти недочеты. Можно и самому, но так дольше. По индивидуальным советам и рекомендациям психолога работать над мотивацией, анализировать своё прошлое, свои прошлые недочеты, ошибки, искать их корни и прорабатывать их. Для начала нужно вычистить всю грязь, которая накопилась в человеке за все эти годы, а только потом думать над успехом. Для того, "чтобы в ведро налить чистой воды, для начала нужно вылить грязную, и почистить его ".

До- и постперестроечные времена, лихие девяностые и нулевые - всё одно - Период перемен. Как гласит древняя китайская пословица, "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен" . Когда нет стабильности, то человечество мечется из угла в угол. Старые институты рушатся, а новые еще не созрели. Так и на простом люде отражается всё это. Однако, как бы оно ни было, при любых условиях всегда можно находить время на своих детей. И пусть даже голод и недоедание, как нередко бывало в истории, но и в эти времена люди становились людьми и Личностями. Отсюда следует, что на формирование личности ребенка от родителей требуется совсем простая и бесплатная вещь - внимание. Но не просто внимание глупых матерей и отцов, по принципу "сюси-пуси", а реальные попытки обучения на своем опыте.

Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.


© 2024
risovatlegko.ru - Risovatlegko - Портал рукоделия