13.02.2023

Главные события 90 х годов. Жизнь в девяностых. Воспоминания очевидцев


В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения.

Основные пункты программы:

структурная перестройка промышленности, построение частно-государственной экономики;

приватизация большинства государственных предприятий, беспрепятственное развитие частной собственности;

земельная реформа с последующим разрешением купли-продажи земли;

снятие ограничений на внешнеторговые операции, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю;

либерализация цен и торговли;

введение российской национальной валюты - рубля.

Россия начала освобождаться от экономического наследия СССР и строить новую экономику, основанную на рыночных отношениях.

При этом российское руководство решило не растягивать переход к рынку на несколько лет и не применять половинчатых мер. Переход к рынку был стремительным и полным. Ельцинская программа в полном объеме начала осуществляться с января 1992 года. Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков вице-премьер правительства Егор Гайдар.

Либерализация цен. «Шоковая терапия». Падение производства. Гиперифляция (1992-1994).

Руководство России сделало то, на что так и не решились руководители СССР, опасавшиеся социального взрыва: отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, как это было в СССР - их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг).

Предполагалось, что после отпуска цен они увеличатся в 3 раза. Однако реальность оказалась драматичнее: цены сразу выросли в 10-12 раз. Причина - острый дефицит товаров первой необходимости.

Но на этом рост цен не закончился: страна пережила гиперинфляцию. За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Последствия «шоковой терапии» оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны.

У резкого перехода к рынку было немало плюсов и минусов. Причем часто безусловный плюс часто становился причиной появления нового минуса - и наоборот.

Высокий спрос на бытовые товары оживил торговлю. Благодаря либерализации торговли стало возможным быстро заполнить рынок импортом. В страну потоком хлынули товары из-за рубежа. Это позволило быстро справиться с дефицитом. Но теперь возникла другая серьезная проблема: российские предприятия не выдержали конкуренции, так как их товары уступали импортным по качеству и ассортименту. В результате огромное количество предприятий одно за другим становились банкротами и закрывались. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица, причем она сразу обрела массовый характер.

Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету. Он потерял важные источники дохода и очень быстро обнищал. Государство оказалось неспособным финансировать социально значимые статьи бюджета. Особенно пострадали наука, образование, здравоохранение, культура.

Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности, имели важное значение:

был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит;

сложилась новая торговая система, освободившаяся от государственного посредничества и основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками;

страна избежала разрыва хозяйственных связей и экономического коллапса;

созданы основы рыночных отношений и рыночные механизмы для будущего роста российской экономики.

Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки - к отдельным лицам и трудовым коллективам.

Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.

Но большинство населения не имело средств для покупки акций. И власти решили выдать каждому гражданину России приватизационный чек (ваучер). Его можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тысяч рублей. Эти и другие меры государства привели к тому, что приватизация обрела активные формы. За первый год реформ было приватизировано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 процентов предприятий торговли. В стране весьма быстрыми темпами стал формироваться слой собственников.

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения большинства населения России. Она не стала стимулом для развития производства, не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Это - безусловный минус экономической политики властей в 1992-1994 годах. Но в течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности. И это - столь же безусловный плюс прошедшей приватизации.

Программа реформ не принесла главного ожидаемого результата: правительству не удалось стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 года Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку. Правительство возглавил Виктор Черномырдин. Он внес коррективы в программу реформ: в отличие от Гайдара, он проводил линию по усилению роли государства в экономике. Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.

Однако и эти меры не имели успеха. Производство продолжало падать, казна испытывала страшный дефицит, инфляция росла, а «бегство капитала» усилилось: отечественные предприниматели не желали оставлять прибыль в нестабильной России. Иностранные компании тоже не спешили вкладывать деньги в российскую экономику, боясь не только экономической, но и политической нестабильности, а также отсутствия необходимой законодательной базы в стране.

Россия остро нуждалась в деньгах для финансирования реформ. Их предоставили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кроме того, правительство стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые приносили немалый доход. Удалось также убедить население хранить деньги в банках. В результате в бюджете оказались необходимые средства. Благодаря этому правительству удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.

Однако, продавая ГКО и беря займы у зарубежных финансовых институтов, страна все больше влезала в долги. Необходимо было выплачивать проценты по ГКО, а в бюджете таких средств попросту не было. При этом вырученные деньги далеко не всегда использовались эффективно - а значит, не приносили ожидаемого результата. В итоге над страной нависла новая угроза - опасность долгового кризиса.

В начале 1998 года Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить.

17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился беспрецедентный финансовый кризис. Курс рубля в считанные недели обрушился, подешевев в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились. Доверие к банкам вновь было подорвано. Банковская система оказалась на краю пропасти. Сократился импорт, возникла угроза нового тотального дефицита.

Лишилось доверия граждан и правительство. Оно вместе с премьером Кириенко было отправлено в отставку.

Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это был шанс для отечественного производства, неожиданно получившего серьезные конкурентные преимущества: отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться серьезным спросом. Производство оживилось. Начался новый экономический рост.

В мае 1999 года премьер-министром стал Сергей Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики.

С приходом Путина к руководству правительством началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.

В 90-е годы отставание России от ведущих экономик мира постоянно увеличивалось. По совокупным показателям экономического развития Россия откатилась далеко назад, заметно уступая ведущим странам Европы и США. Если в середине XX века Россия занимала второе место в мире по объему промышленного производства, то в 90-е годы она опустилась во второй десяток. С другой стороны, в стране сложились рыночные отношения, построен новый фундамент, на котором и должна была строиться экономика новой, посткоммунистической России. Необходимо было срочно выходить из затянувшегося кризиса, преодолеть отставание и обеспечить устойчивый рост экономики. От этого зависело не только материальное благополучие страны. Решалось будущее России.

а, в который она записывала бытовые мелочи жизни в 90-ые годы.

С 1991 года я веду семейный дневник. Недавно перечитала, как жили - кто-то хуже, кто-то лучше - миллионы обычных семей в 90-е годы. Сами мы с Урала. В те годы глава нашей семьи был обычным рабочим на заводе, я - учителем, сейчас мы уже пенсионеры. Эти заметки передают настроение, которое было у нас в те годы голода и безденежья. Вот лишь несколько записей за 13 лет - с 1992-го по 2004-й.

13 января 1992 года. Со 2 января все цены отпущены, свободные. С продуктами плохо. Молоко, хлеб и крупы подорожали. Хлеб - от 1 рубля 80 копеек до 3 рублей 60 копеек, литр молока - 1 рубль 50 копеек, сметана - 68 рублей килограмм. Никто не берёт. Зарплату не повысили. Сахара и жиров нет уже два месяца. Сын и дочка закончили полугодие на «4» и «5». Мы работаем.

20 июня 1992 года. Денег нет, зарплату не дают с апреля. Мы почти голодаем, едим только хлеб и картошку. Цены растут. Хлеб - 11 рублей буханка, молоко - 12 рублей за литр, колбаса - от 130 до 180 за килограмм. Дочь сдала экзамены: на «5» - историю, диктант на «4».

13 ноября 1992. Получили ваучеры на семью. Всё дорожает. Хлеб - 19-20 рублей, сахар - 155 рублей килограмм, масло сливочное - 330-350 рублей. Одежда - десятки тысяч. Сапоги - 8-12 тысяч. Моя зарплата 5 тысяч, муж принёс за октябрь 15 тысяч.

11 июня 1993. Новости такие: дети успешно закончили учебный год. Муж работает на заводе, зарплата - 16 тысяч рублей, у меня - 6 тысяч. В магазине цены: хлеб - 24 рубля буханка, сахар - 430 рублей килограмм, колбаса - 1450 рублей килограмм, копчёная - 1950 рублей килограмм, масло сливочное - 1450 рублей. Дальше некуда.

20 января 1994 года. До сих пор мужу не дали зарплату за декабрь, мне не дали аванс. В ноябре у него было 80 тысяч, у меня - 130, а теперь мы уже 50 тысяч заняли. Хорошо, что есть картошка и другие огородные продукты, ими и живём. Хлеб - 280-300 рублей буханка, масло - 3500 рублей, колбаса - от 3200 до 4800 и выше, сахар - 700. Дети учатся хорошо, мы работаем. Зима мягкая, мало снега, температура -5-8 градусов. Заводы по России закрываются, наш на грани остановки. Ваучеры сдали в инвестиционный фонд Свердловской области.

7 июля 1994. Получила отпускные 362 тысячи. Дочери срочно надо зимнее пальто - 200 тысяч, мне плащ - 140 тысяч, сыну сапоги - 65-70 тысяч. Муж ещё не получил зарплату за июнь. Как жить? Хлеб белый - 420 рублей, чёрный - 380, колбаса - 7-11 тысяч, сахар - 700. Идут проливные дожди, всё залило, зелени много, а будет ли что в земле? До сих пор нет клубники, огурцов, мало тепла. Май был холодный, дождливый, июнь тоже, теперь и июль с проливными дождями. Мы ничего не покупаем, всё идёт только на питание. Самая крупная покупка дочке - зонтик за 14 500 рублей. Покупаем на день-два, так как всё дорого. Литр подсолнечного масла - 3000 рублей, килограмм сливочного - 4000, молоко - 1500.

6 февраля 1995. Муж устроился на работу в другой город, так как на нашем заводе не платили 5 месяцев. Живём впроголодь на одну мою зарплату. Хлеб - 1 тысяча буханка, сахар - 2850 рублей килограмм, масло - 23-24 тысячи, литр молока - 700 рублей. Зима тёплая, только в октябре и ноябре было на удивление -20 градусов.

26 мая 1995. До 20 мая посадили картошку и овощи, так как май был тёплый, до +26 градусов доходило. Ребята уже купаются в пруду. Вечно сидим без денег, мужу ещё не заплатили за апрель. Хлеб - 1400 рублей, молоко - 2000, масло не знаю сколько стоит, не берём. Давно не ели сметану, колбасу. Маргарин - 2500 рублей. Дети учатся хорошо.

2 октября 1995. До сих пор стоит хорошая погода, всё лето было жарко, доходило до +32, сухо, тепло, сейчас днём до +18 доходит. Овощей и картошки уродилось море. Хлеб - 2 тысячи буханка, масло - 17-19 тысяч, мясо - 12-15 тысяч, свиная тушёнка - 5-6 тысяч за банку.

6 ноября 1996. Денег нет. Ни мне, ни мужу зарплату не дают. Ему - 5 месяцев, мне - 3. Дети поступили в техникум, но там стипендию тоже ещё не дали. У мужа зарплата 1 миллион 500 тысяч, у меня - 460 тысяч, всё это только на бумаге. Дочь учится и подрабатывает, но и ей денег не платят. И как только дети учатся на «хорошо» и «отлично»?

7 августа 1997. Мужу денег не дают уже год. Ему должны 12 миллионов. Уже объявили реформу, нули будут убирать. Сын окончил первый курс на одни пятёрки, дочь - на «4» и «5». Лето нынче необычное. 18 июня и в середине июля заморозки до -2 градусов, а в августе - неделя ливня, дождь совсем не перестаёт.

9 января 1998. 16 месяцев мужу не платят зарплату, мне тоже уже 3 месяца не дают. Телевизор сгорел, надо бы купить к нему детали. Когда же кончится это безденежье?

9 апреля 1999. Прошлый год для нас действительно был годом Тигра, чуть не сдохли с голоду зимой, так как денег вообще не давали, хлеб мы пекли сами. Сейчас в апреле стали понемногу расплачиваться, потому что скоро будут выборы. Зарплату нам дают только текущую, остальное заморозили. Ваучеры у нас лежат, а фонд куда-то сгинул.

6 февраля 2000. Всё повторяется - денег нет, еле выкручиваемся, занимаем, разве это жизнь? Нет, люди не должны терпеть над собой такое издевательство!

11 января 2004 года. Хочу продолжить записи. За эти годы дети поступили в институт, дочь вышла замуж и уже родила нам внучку, а сын женился. Зарплату дают без задержек, в магазинах есть всё, ни в чём себе не отказываем. С этого года жизнь стала налаживаться. Всё пережили. Надо бы внучку к морю свозить.

Тема: РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов предста­вительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Вер­ховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный все­народным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главноко­мандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией яв­лялся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших струк­турах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адми­нистраций на местах.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жест­кой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил прези­денту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддер­живали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, раз­работало программу радикальных реформ в области народного хозяйст­ва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерали­зация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населе­ния.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызва­ла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране вы­росли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных га­рантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обост­рению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического раз­вития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в об­ращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.

Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в но­вый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. В канун выборов возникли несколько политических бло­ков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор Рос­сии» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «Я-Б-Л» от­стаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест по­лучили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).

федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо­сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ­ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федераль­ного собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной госу­дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж­дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково­дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель­ность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий­ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу­ция создавала условия для достижения в обществе политической устой­чивости.

Высшие органы власти Российской Федерации

(с декабря 1993г.)

глава государства

Президент РФ


Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы эко­номической и национальной политики, социального обеспечения и меж­дународных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной систе­ме, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хо­зяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объеди­нения и партии шли с четкими требованиями в экономической, полити­ческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восста­новления в России мирным путем советского строя, прекращения про­цесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, кото­рые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляю­щую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутат­ского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -«Наш дом - Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объеди­нения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ря­дах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных кон­фликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи россий­ской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных спо­ров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к рас­колу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепарати­стов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территориюЧечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглаше­ние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.

Президент страны заявил о своем стремлении продолжить курс реформ . Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.

Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар, возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.

Программа реформ включала следующие направления:

Либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;

Свобода торговли;

Проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;

Жесткие меры налогового обложения.

Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:

Преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;

Высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.

Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.

Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.

С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены . Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоемкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.


Приватизация охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.

Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и ее роста. Но московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счет полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.

Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.

По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн человек) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.

Резкое снижение социальной защищенности граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн человек ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.

В стране все больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, ученого и др.

Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем общества.

Противостояние двух ветвей власти . С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (Президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально-демократического и державно-коммунистического.

В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок "Российское единство", который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1992 г.

В референдуме приняли участие более 69 млн человек (65% общего числа граждан), в целом граждане России поддержали Президента Б.Н. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчета голосов позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ.

Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сотен человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер.

Противостояние властей обострилось осенью 1993 г. К этому времени был подготовлен проект новой Конституции Российской Федерации, который предоставлял Президенту все более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой Конституции.

Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Это был антиконституционный шаг со стороны Президента. Часть депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен новый Президент - А.В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нем отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ Президента расценивался как "государственный переворот". Охрану Белого дома и депутатов, находившихся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.

2 - 3 октября 1993 г. в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, а также неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В Москве было объявлено чрезвычайное положение и введены войска.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне Президента. 4 октября после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были убитые и раненые.

События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. "Черный октябрь" разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придет на смену Советам.

На 12 декабря были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).

Важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Госдумы Договора об общественном согласии, провозглашавшего гражданский мир до проведения следующих выборов 1996 г.

Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана Президентом.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\chrest\x11_2_1.html> Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый Президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.

Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе народным голосованием были закреплены правомочия Президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г., получила формальное одобрение на свое существование 30 млн российских граждан из 106.

Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.

Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России.

Прежде всего это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могли не вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.

Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что его обе палаты действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.

В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краев, областей. Это уже не подчиненные, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.

В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от высших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.), контролируются Президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.

Подобная концентрация власти, характерная для президентской республики, вызывает опасения у многих политических сил. Может вызвать тревогу тот политический деятель, который попытается воспользоваться возможностями новой Конституции для создания авторитарного режима. Аргументом в пользу поворота к авторитаризму является перспектива роста политической нестабильности, связанная с формированием новой многопартийности. Государственная Дума испытывает влияние партийных страстей - столкновение фракционных интересов, конфликты личностей и групп.

Верхняя палата - Совет Федерации - оказалась более защищенной от влияния партийных интересов и конфликтов. Но здесь ощутимо влияние местных элит, региональных политических партий и блоков.

По своему персональному составу российское правительство является коалиционным. Процедура его формирования, учитывающая деловые качества кандидатов на министерские посты, характерна для беспартийного правительства.

Чеченский кризис (1994 - 2000 гг.). Политическая обстановка 1994 - 1995 гг. была относительно спокойной. 28 апреля 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии, в котором говорилось об исключении возможности разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах.

Развитие общественной жизни было нарушено вводом Российских войск на территорию Чеченской республики.

В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Еще осенью 1991 г. там был распущен Верховный Совет и в конце октября этого года проведены выборы президента Чеченской республики. Президентом Чечни стал генерал в отставке Д.М. Дудаев. 1 октября он объявил о государственном суверенитете Чеченской республики. Следом за этой акцией последовал указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии. В свою очередь, Д.М. Дудаев ввел в Чечне военное положение.

11 декабря 1994 г. в республику были введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства Обороны РФ с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на ее территории. Началась военная операция федеральных войск в Чечне. С 31 декабря по 1 января 1995 г. проходил штурм г. Грозного российскими войсками. 19 января был взят президентский дворец. Но на этом война не закончилась, а стала приобретать затяжной характер. В феврале 1996 г. Б.Н. Ельцин признал ошибочность своего решения о вводе войск в Чечню. В ноябре 1996 г. российское и чеченское руководство подписали соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных войск из Чечни и проведение в республике новых президентских выборов.

27 января 1997 г. новым президентом Чечни был избран А. Масхадов - сторонник национальной независимости Чечни. Весной между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений, но вопрос о выходе Чечни из состава России был отложен.

К осени 1999 г. возникла проблема терроризма не Северном Кавказе. Чеченские боевики захватывали заложников, устраивали взрывы и погромы. Федеральное правительство начало бороться с террористами силовыми методами, что привело к началу второй чеченской войны. К весне 2000 г. широкомасштабные боевые операции в Чечне были прекращены. Но боевики продолжают проводить террористические акты и диверсии. Правительство России поставило задачу восстановления в Чечне экономической и социально-политической жизни.

Выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы . 17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 4% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение "Выбор России", получив менее 5% голосов.

Эти выборы показали, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны.

На 16 июня 1996 г. были назначены выборы Президента, и политические силы страны приступили к их подготовке. Основными соперниками были действующий Президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура отдали голоса Б.Н. Ельцину 37,02%, а Г.А. Зюганову - 27,73%.

Осенью 1996 г. в 50 российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в свое время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы.

Итоги "первой пятилетки" новой России . Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%.

Разочарование охватило большинство граждан, на глазах которых происходит расцвет коррупции и преступности. Сильно довлела над правительством России идея отказа (под видом борьбы с монополизмом) от государственной поддержки крупного производства. Осуждалось и государственное регулирование. Под видом приватизации происходит выкорчевывание крупных объединений и концернов. Были нарушены естественные связи между предприятиями, результатом чего стали остановка производства и безработица.

Произвол в экономике под лозунгом народной приватизации привел к тому, что стоимость национального богатства страны была явно занижена.

Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась.

Свернуты были и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика расстроила финансовое состояние отрасли.

"Островком" в Российской Федерации, где не было допущено падения производства продуктов питания, является Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.

Экономическое и социально-политическое положение России во второй половине 90-х гг. Социально-экономическое положение России во второй половине 90-х гг. продолжало ухудшаться. Весной 1997 г. обновленное правительство В.С. Черномырдина разработало основные направления своей деятельности, связанное с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата. Кабинет министров принял решение об отмене неоправданных таможенных и налоговых льгот.

Катастрофическое положение складывалось в финансовой сфере, в связи с чем был принят Закон о секвестировании расходов федерального бюджета (сокращение государственных затрат).

Правительство В.С. Черномырдина предприняло некоторые меры для выхода из опасного финансового кризиса. С этой целью была произведена номинация рубля и принят Закон о банкротстве. В 1998 г. дважды по инициативе Б.Н. Ельцина произошла смена Правительства.

В августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис .

17 августа правительство и Центральный банк РФ сделали заявление о финансовом положении и путях выхода из создавшейся ситуации, объявив о банкротстве страны и установлении моратория на выплату долгов зарубежным банкам. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошел кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

В сентябре 1998 г. новым главой правительства стал Е.М. Примаков . Правительство отошло от реформаторского натиска и перешло к гибкому политическому маневрированию. Правительство снизило налоговую нагрузку на промышленность, сократило налоги на прибыль и добавленную стоимость. Были установлены льготы по выведению из-под налогообложения средств предприятий, инвестируемых в развитие производства, модернизацию и внедрение новой техники. На прилавках магазинов появились отечественные товары ("реформаторы" искусственно сделали неконкурентноспособной большую часть отечественной продукции).

Были предприняты меры по поддержке экспорта российской продукции, усилению контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и открытых акционерных обществ, по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.

К числу кадровых решений правительства Е.М. Примакова следует отнести усиление руководства государственного комитета "Росвооружения".

Правительство решало сложные задачи в условиях ограничения зарубежных кредитов, саботажа ряда чиновников, информационной войны, развязанной обиженными олигархами. Это было сильное Правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.

В мае 1999 г. Е.М. Примакова сменил С.В. Степашин , которому на смену летом этого же года пришел В.В. Путин, названный преемником Б.Н. Ельцина.

Новое Правительство также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др.

19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; "Отечество - вся Россия" - 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил об уходе с поста Президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности Президента стал премьер-министр В.В. Путин .

На президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин одержал победу. В своей предвыборной кампании он определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики он исходил из национальных интересов страны.

Среди первых шагов на посту Президента стала реформа федеральной власти, согласно которой создавалось 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента России. Был предложен проект реформирования Совета Федерации.

17 мая 2000 г. кабинет министров возглавил М.М. Касьянов . Кабинет министров принял правительственную программу на 10 лет, включающую реформирование налоговой системы, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, принятие земельного кодекса. Также предполагается реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.

Выводы. В постперестроечный период Россия перешла к складыванию рыночных отношений, т.е. начала новый этап модернизации экономики, на пути к которой встретились большие трудности и были допущены серьезные ошибки со стороны политического руководства страны. За десятилетие преобразований возникли острые социальные проблемы, вызвавшие раскол общества на бедных и богатых.

Реформирование страны не завершено. Следует сделать еще много для того, чтобы построить правовое государство и обеспечить достойную жизнь каждому человеку.

Россия в 90-е годы XX века

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика . С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.

Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР.

В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны. Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.

В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.


© 2024
risovatlegko.ru - Risovatlegko - Портал рукоделия