11.08.2023

Шаблоны для сквозного вырезания по дереву. Прорезная резьба по дереву: подборка креативных идей. Схемы, шаблоны, узоры


Для того чтобы изделие было идеальным, достаточно иметь качественные трафареты для резьбы по дереву! В этой статье можно узнать всю информацию, как ими пользоваться и как найти. Резьба по дереву - древнее искусство. Мастерство переходило из поколения в поколение, с эволюцией набирало обороты, совершенствовалось. Сейчас достаточно материалов для работы с древесиной, заготовками. Нужно лишь иметь немного терпения, тяги к изучению и настроения!

Подбираем шаблон

Сначала нужно определиться с выбором рисунка. Трафарет помогает нанести символы или узор на поверхность. Они подходят для украшения внешних стен, создания нового интерьера в доме.

Давайте рассмотрим, для чего нужны трафареты:

1) Для резного орнамента;

2) Для пилястр;

3) Для полотенец;

4) Для кронштейнов и т.д.

Примеры можно посмотреть ниже:


Благодаря этим шаблонам можно создать объемный орнамент. Они помогут создать красивое изделие. Трафарет полностью облегчит задачу, потому что не нужно выдумывать что-то новое, рисовать, тратить много времени на изготовление шаблона. Достаточно найти прекрасный вариант в Интернете и все - шедевр готов к исполнению.

Ход работы

Перед началом работы определитесь, что именно будете творить. Орнаментов создано достаточно, поэтому найти шаблоны будет легко.

1) Для начинающих можно найти различные эскизы, но большинство мастеров выкладывают на сайтах схемы для среднего уровня мастерства. Для создания таких изделий нужно иметь опыт и навыки.

2) Если же не нашли интересующий шаблон, то можно нарисовать самим. Используйте плотный картон. Сделайте набросок, наведите линии. Четко соблюдайте пропорции! Для работы используйте линейку, циркуль и кальку, чтобы каждая деталь была прорисована и нарисована.

3) Когда шаблон будет готов, то прикладываете его к заготовке и аккуратно обводите по контуру.

4) Существуют еще 2 удобных метода работы:

  • Если переносите геометрические формы, то используйте методику выкалывания. Это облегчит работы. Достаточно лишь закрепить эскиз на заготовке, а дальше иглой или шилом наметить все нужные точки. Отметки на древесине соединяйте ровными линиями, чтобы изделие имело точные пропорции.
  • Копировальная бумага идеально подойдет для изделия. Подложите ее под эскиз, обведите линии на рисунке. Таким образом, переносится изображение на заготовку.

Предлагаем взглянуть на фото, где есть примеры шаблонов:




Методы и способы

Существуют несколько видов резьбы по дереву. Сложным, но захватывающим всегда будет именно прорезная резьба. Традиционно такая резьба также называется сквозной или ажурной, ведь она очень напоминает кружево. Особенность это резьбы заключается в удалении фоновой части рисунка. Выполняется сквозным пропиливанием заготовок небольшой толщины. Прорезная резьба подходит практически для разных изделий. Получается оригинальный и эстетичный вид, который любят использовать мастера. Широкое использование резьбы нашло отображение в украшениях, карнизах, рамах картин и т. д.

Трафареты для прорезной резьбы найти легко. Как с ними работать, указано выше.


Инструменты для резьбы могут быть разными. Для прорезной резьбы подойдут разные виды стамесок, ножик и лобзики. Кстати, мастера считают, что лобзик - заменитель многих электронный машин и ножей, которые необходимы для изделия. По их мнению, он выполняет узоры не хуже, чем более профессиональные инструменты. С помощью простого инструмента, лобзика, можно легко окружить себя красивыми вещами. Вариантов узоров существуют миллионы. Лобзиком можно творить чудеса.

Трафареты можно делать из любого материала. Будь то фанера, бумага - плюс в многократном использовании. Стоит лишь листы пронумеровать, чтобы не потерять! Такие шаблоны нередко помогут в создании интерьера дома или комнаты. В последнее время набирают обороты изделия из дерева, но ведь здорово сделать что-то своими руками?

Все для дома

В давней Руси украсить наличники своего дома резьбой - признак благополучия, богатства и ухоженности. Каждый дом выглядел, как картинка. Витиеватые узоры привлекают внимание и завораживают. Но кто сказал, что сейчас это не красиво или не модно? В наше время возвращаются старые традиции, поэтому информация о резьбе по дереву для дома подойдет для каждого. Что чаще всего встречалось в домах? Животные, скульптуры людей и резные приборы домашнего быта.

Резьбу выбирают для декора частных домов, дач и беседок. Такая домовая резьба подходит для дизайна экстерьера - наличники на двери, окна. Для домов подходят изображения животных, идеально смотрящиеся в виде скульптур, картин и т.д.

Некоторые рисунки для вдохновения:

В погоне за экстравагантностью дизайнерских решений мы порой перегибаем палку. Резьба по дереву лобзиком — реальный пример того, как можно окружить себя прекрасным с помощью простых мелочей. Сегодня такой декор — это и древнее ремесло, и актуальное направление в интерьере. Резьба несёт художественную ценность, а потому резные предметы со временем только выиграют в цене — стиль будет возвращаться снова и снова.

Объемные деревянные узоры украсят мебель, станут основой для настенного панно, наличников, изголовья кровати или ширмы. Редакция издания предлагает освоить технику резьбы в несколько кликов.

Резьба по дереву лобзиком своими руками: с чего начать?

Инструменты и подготовка рабочего места

Как и любое другое занятие, резьба по дереву начинается с подготовки рабочего места:

  1. выберите удобный стул и устойчивый стол;
  2. уделите особое внимание хорошему освещению. Следует поставить стол так, чтобы свет падал в лицо, а для искусственного освещения лучше установить настольную лампу высотой не более 20 см на комфортном для глаз расстоянии;
  3. все необходимое должно быть под руками — эскиз, дощечка, инструменты.

Для выполнения орнамента потребуются:

  • лобзик (ручной или электрический);
  • специальный станок для объемной резьбы;
  • фанера или деревянная доска;
  • набор пилок;
  • шило и стамеска;
  • дрель;
  • клей для склеивания отдельных деталей;
  • кисточка;
  • морилка и лак.
Фото 3 - Деревянный узор над кроватью

Хорошие инструменты можно найти у компании Proxxon , Arbortech , Ryobi , Pfeil , Dremel , Kirjes , Foredom .

Фото 4 - Альтернатива классическому варианту — картине — над кроватью

Выбор дерева

Фото 5 - Резные элементы декора в современной кухне

ВАЖНО! Самыми практичными видами древесины считаются липа, береза, ольха, осина. Они обладают необходимыми свойствами твердости и влажности (8 ± 2 %), которые уменьшают риск растрескивания изделия.

Древесину лучше подготовить заранее, очень важно предварительно хорошо просушить и обработать поверхность наждачкой. Она должна быть однотонной, гладкой, не иметь сучков. Хвойные породы практически не используются. Размер дощечки зависит от размеров будущего изделия, а вот толщина должна быть не менее 6-8 мм и не более 15-20 мм.

Фото 6 - Этно в интерьере

Эскизы, шаблоны и трафареты

Фото 7 - Деревянные изделия хороши своей универсальностью: дерево подходит как для аскетичного интерьера, так и для витиеватого модерна

Подготовка эскиза — первый этап в создании деревянного декора. Эскизом принято называть контурный рисунок будущего изделия.

Фото 8 - Уместное дерево в дизайне комнаты

Трафарет — это специализированный шаблон, по которому выводят объемные орнаменты и узоры. Образцы с изображением для резьбы помогут с разметкой. Трафареты из картона, трехслойной фанеры, листового ПВХ можно использовать многократно, а для удобства их лучше подписать или пронумеровать.

Фото 9 - Древесное кружево в интерьере спальни

Из половинок одного или нескольких шаблонов часто создают готовые комбинированные орнаменты для дизайна длинных элементов интерьера.

Фото 10 - От выбора породы зависит цвет и фактура изделия

Как сделать правильный шаблон?

  • подбираем соответствующий эскиз;
  • с помощью циркуля и линейки переносим орнамент на картон либо бумагу.
Фото 11 - В классических вариантах интерьера с добавлением дерева лучше использовать подсветку теплых тонов

ВАЖНО! Проверьте, все ли элементы рисунка перенесены точно. Каждый элемент, узор или орнамент требует отдельного шаблона.

Резьба по дереву лобзиком осуществляется по строгой технологии. Помимо стандартного ручного, нередко используют электрический лобзик, специальные столы для объемной резьбы, стамески, резцы, столярные трубцины и зажимы, бормашины и шлифовальные станки, ложкорезы.

Фото 12 - Винтажная резная дверь в дизайне спальной комнаты

Технология резьбы по дереву

Фото 13 - Резной элемент, выполненный с помощью лобзика и стамески
  • с помощью обычной черной копирки и карандаша рисунок аккуратно переносится на дощечку. Для удобства края эскиза можно закрепить канцелярскими кнопками;
  • вставляем пилку в лобзик. Регулируем натяжение пилки;

ВАЖНО! Помните, что чрезмерное или слабое натяжение может привести к поломке пилки во время работы.

  • выпиливаем лобзиком контур изделия по намеченной ранее линии. Лобзик должен двигаться вверх и вниз без перекосов, с легким нажимом, чтобы не повредить изделие и сам инструмент. Положение пилки во время работы должно быть вертикальным. При фигурной резьбе поворачивать следует изделие, а не сам лобзик;
  • если в изделии задуманы внутренние детали, необходимо проделать дополнительные отверстия. На этом этапе работы понадобится шило и лобзик. В середине детали, которую следует удалить, нужно проколоть отверстие шилом;
  • ослабив верхний зажим лобзика, вводим пилку в проколотую дырку;
  • выпиливаем удаляемую часть рисунка;
  • изделие можно покрыть лаком, отшлифовать или разукрасить.
Фото 14 - Деревянные ложки ручного производства от J. Treverton

ВАЖНО! В домовой резьбе особенное место занимает декор наличников — на окна, карнизы, двери, идеально впишутся в интерьер дачи или беседки.

Резьба по дереву: наличники на окна в стиле кантри

Фото 15 - Дизайн-проект Doorway to the Ozarks от Matthew Meers

Резьбу по дереву чаще выбирают для декора частных домов. Домовая резьба применяется в дизайне экстерьера – наличники на двери или окна. Тут возможна комбинация разных видов резьбы – от прорезной до рельефной.

Фото 16 - Деревянный мурал от Matthew Meers (A 26′ x 6 1/2′)

Наличники закрывают щель между оконной рамой и проемом. Они выступают защитой окна от пыли, атмосферных осадков, сквозняков и даже внешнего шума; могут изменить параметры дома – сделать его визуально выше или шире.

ВАЖНО! Наличники на окна должны быть оформлены в одном стиле, а материал — устойчивым к атмосферным осадкам. Лучше всего подойдет липа или дуб.

Фото 17 - Резьба в минимализме

При оформлении наличников не обойтись без эскизов. Их длинная конструкция требует к себе бережного отношения, поскольку состоит из множества мелких деталей. Все эти микроэлементы необходимо обозначить и учесть при резьбе — лучше заранее наметить места для отверстий внутри узора. В сложных орнаментах начинают выпиливать с внутренних узоров, а потом переходят к внешнему.

Фото 18 - Резные элементы в эклектическом интерьере

Еще один способ нанести рисунок на заготовку – копирование. Перенести рисунок можно и с помощью копировальной бумаги. Эскиз закрепляется канцелярскими кнопками. Карандашом нужно обвести контур, который копируется на фанеру.

Фото 19 - Струбцина для фиксации деревянного изделия. На заднем фоне: набор стамесок для выборки небольших углублений в древесине и контурной резьбы

Трафарет для наличников нужно изготавливать из картона. Отличается от стандартных трафаретов он тем, что его размеры делаются сразу в натуральную величину. Готовый шаблон прикрепляется к доске, контур обводится карандашом. Для создания целостного образа двери часто используют резные розетки, которые помогают стыковать наличники.

Фото 20 - Фрагмент зеркальной рамы. По такому же принципу вырезают оконные или дверные наличники

Декоративные наличники подходят для всех размеров дверей, даже самых нестандартных. Найти деревянную раму можно в каталогах производителей Saloy , Fenster Baum , DoorWood .

Фото 21 - Резная оконная рама Фото 22 - Детали с помощью стамески

Недостатки резных наличников: Фото 24 - Если вазы использовать по назначению, их необходимо пропитать олифой или подсолнечным маслом Фото 27 - Классический орнамент

ЗD-фрезеровка имеет ряд преимуществ:

  • точность передачи изображения;
  • высокая скорость изготовления;
  • меньшая стоимость в сравнении с ручной резьбой;
  • возможность создания сложных объемных конструкций.
Фото 28 - Винтажный элемент в современном дизайне

$ Станок 3D: цена на популярные модели

  • гравировально-фрезерный станок Esfero 3D для 2D/3D обработки и раскроя дерева, пластика, оргстекла и даже цветного металла. Цена: 490 000 руб;
  • станок фрезерно-копировальный для объемной резьбы MPWOOD тм. Цена: 101 930 руб.
Фото 29 - Деревянные элементы в ванной Фото 30 - Резные ящики в дизайне ванной комнаты

Мастер-класс: выпиливание лобзиком

Эскизы для резьбы по дереву:

Сквозная — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

Домовая резьба по дереву, орнаменты

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на:

Зооморфный,

Антропоморфный,

Геометрический и растительный.

Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.

Домовая резьба на Руси

В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII-XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два-четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух-трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.

Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги.

Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Дерево всегда считалось хорошим материалом для внешней и внутренней отделки помещения. Поэтому сегодня для создания улучшенного интерьера используют резьбу по дереву, фотографии, рисунки и эскизы. Следуя такому направлению, украшают мебельные гарнитуры и интерьер, используя новейшую технологию, приемы и элементы, позволяющие получать изделия с великолепным внешним видом и качеством, а также имеющие высокую художественную ценность.

Дерево является достаточно легким материалом, который легко поддается обработке и используется еще с древних времен в украшении дворцов, храмов, домов. С большой охотой мастера всего мира наносят рисунки для резьбы по дереву, применяя в работе натуральный материал, чтобы создать уникальный стилистический образ в интерьере дома.

Рельефная резьба — достаточно трудоемкий вид резьбы

Для декора из деревянных элементов с помощью резьбы используют разную древесину:

  1. Липа. Очень мягкий материал для резьбы, из которого можно получить небольшие изделия в виде рамок для фотографий, разнообразные шкатулки, бытовую утварь с узорами. Они просто притягивают внимание. Этот материал прекрасно подойдет в период обучения резьбе по дереву, так как имеет мягкую податливую структуру древесины и красивый цвет на срезе.
  2. Береза. Является прекрасным сырьем для получения ослепительного накладного декора или создания отличных сувениров.
  3. Орех. Твердый материал, весьма неплох в обработке и полировке. Обширный спектр от небольших изделий и декора мебели до разнообразных скульптурных композиций.
  4. Груша. Уникальный материал, почти не трескается. Применяют при создании эксклюзивных декораций и сувениров.
  5. Ольха. Считается аристократическим деревом. Древесина обладает разнообразным цветовым решением от насыщенного красного и фиолетового до черного. Это часто заменяет ценные породы деревьев.
  6. Сосна, тис, ель, кедр. Эти виды пород деревьев используют для формирования массивной резной скульптуры, наличников, которые применяют в оформлении карнизов, украшении дома.

Резьбу применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам

Разнообразие видов резьбы по дереву

В современном мире может использоваться не один вид техники по ручной обработке дерева. Из них можно акцентировать внимание на таких способах:

  1. Сквозная резьба . Для нее свойственно в полной мере удаление древесной стружки из границ рисунка. Бывает простой вид и ажурный с разнообразной высотой и краями. Благодаря этой методике изготавливают рамки, накладки, двери, декоративные элементы. Если захочется выполнять резьбу по дереву в восточном стиле, то на помощь придет лобзик.
  2. Резьба с плоскими выемками. Характеризуется наличием плоской поверхности, в которую углубляют элементы резьбы. Есть несколько подвидов резьбы — контурная, когда, благодаря канавкам полукруглого либо треугольного сечения, на плоской поверхности получают узоры; скобчатая, когда узор получается из полукруглых насечек; геометрическая, когда для рисунка используют несколько типов элементов — колышки и трехгранная пирамида, заглубленная в середину. Узоры выполняют ножом для резьбы по дереву – косяком. В этом случае получаются разнообразные фигурки в виде ромбов, цепочек, сот. Выполняется так же чернолаковая резьба, когда лицевую сторону покрывают черной краской либо лаком, а после вырезают канавки.
  3. Рельефная резьба. Элементы располагают на одном уровне с лицевой поверхностью или выше. Это достаточно трудоемкий вид резьбы. Благодаря этому виду создают изображения гербов, различных орнаментов, эмблем. Впоследствии образ завершает игра света и тени.
  4. Резьба для украшения дома. Применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам, которые расположены на тыльной стороне деревянных элементов. Ими украшают карнизы, столбики крыльца, балясины.

Всегда на помощь мастеру приходит трафарет для резьбы по дереву. В этом нелегком деле он всегда незаменимый помощник.

Разновидности трафаретов

Трафареты для резьбы по дереву используют для того, чтобы выполнить достаточно нелегкую и кропотливую работу, которая затем украсит дом. Делится на такие виды:

Какой же трафарет предпочитают для резьбы по дереву?

Для выбора подходящих трафаретов нужно придерживаться нескольких правил:

Выбирать нужно тот трафарет, с которым вы можете работать

По каким параметрам выбрать шаблон для резьбы по дереву

Во-первых, для крупных деревянных элементов необходимо выбирать крупные трафареты, иначе элементы будут небольшими, и их не будет видно. А вот для шкатулок и рамок выбирают узоры посложнее.

Для разной техники резьбы выбираются надлежащие схемы и шаблоны для резьбы по дереву:

  1. Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы. После того, как перенесли рисунок, те участки, которые окажутся сквозными, необходимо будет заштриховать.
  2. Геометрическая техника – основа резьбы по дереву. Когда эскиз выбран, его наносят на панно из дерева.
  3. Скульптурная либо рельефная резьба более трудоемкая и требует определенных навыков от мастера. Сначала эскиз выполняют на бумаге, но если это объемная поделка, то необходимо создать фигуру из пластичного материала, к примеру, из глины.

Что такое резьба по фанере? Такой вопрос, пожалуй, возникал у многих начинающих мастеров. Резьба по фанере – декоративно-прикладное искусство. Существует несколько видов прорезной резьбы по фанере:

  • ажурный;
  • вырезание изображения на окрашенном фанерном листе;
  • выпиливание;
  • комбинирование (например, ажурный метод + выпиливание).

С чего начать

  • В качестве заготовки используют фанерный лист, на поверхности которого не должно быть каких-либо дефектов. Как правило, для этих целей применяют первосортные и второсортные листы склеенного древесного шпона.
  • Для того чтобы осуществить резьбу лобзиком по фанере, используют материал, толщина которого находится в пределах 3-12 миллиметров. Размер листа склеенного шпона зависит от изображения, которое следует нанести на него.

Важно знать! Резать лист склеенного шпона следует вдоль расположения волокон, а не поперек. Поэтому основа должна быть выпилена таким образом, чтобы линии картинки располагались вдоль наружного слоя.

  • Прежде чем осуществить покраску заготовки, необходимо с помощью напильники зачистить фанеру. Данный процесс должен происходить вдоль кромки. В противном случае листы склеенного шпона начнут крошиться.
  • С помощью наждачной бумаги (используют мелкозернистую и крупнозернистую) отшлифовывают поверхность листы, на которой будут вырезать картинку. Начинают обрабатывать мелкозернистой нождачкой. В результате получается гладкая поверхность. После шлифовки основу следует протереть влажной тканью (таким образом устраняют рабочую пыль).
  • Для покраски используют темные тона: синий, серый, черный. Для этого можно использовать обычные краски: гуашь или акварель. Однако со временем такие краски тускнеют, поэтому рекомендуется использовать нитрокраску. Такой красящий состав хорошо ложится. Сохнет такой состав около получаса.

Важный момент! Нитрокраска, акриловые красители и гуашь подходит только для нанесения контуров. Чтобы нанести теневую картинку необходимо покрыть основу водным раствором.

  • После того как рисунок будет вырезан, его края следует тщательно отшлифовать с помощью наждачной бумаги.

Для того чтобы качественно осуществить резьбу по фанере, о чертежах надо подумать заранее. Выбранный рисунок можно напечатать на принтере или нарисовать своими руками сразу же на фанерном листе. Делают также и резьбу лобзиком по фанере по шаблону.

Также можно воспользоваться калькой. Через нее переводят картинку, которую наносят на заготовку. Такой метод считается самым простым.

Важно! Каждый начинающий мастер должен помнить, что начинается процесс создания резьбы по фанере лобзиком с чертежей. Резьба по фанере лобзиком, чертежи и шаблоны которой будут соответствовать задуманному, получится наиболее привлекательной.

Необходимые для работы инструменты

Прежде всего, стоит отметить, что инструмент для распила материала следует выбирать из стали. Стальные резцы считаются более прочными. Подойдут сверла, куски проволоки, надфили или разверстки.

Также стоит обратить внимание на заточку. Инструмент должен быть хорошо заточен, в противном случае фанера придет в негодность.

Предварительно следует изготовить небольшую ямку, в которую будет попадать стружка в процессе распила материала.

Для осуществления прорезной резьбы по фанере лобзиком/лазерной резьбы по фанерепонадобятся плоские, полукруглые и треугольные резцы.

Важно! Инструмент должен быть установлен под углом 45 градусов.

Итак, для работы потребуется:

  • наждачная бумага (крупнозернистая и мелкозернистая);
  • напильник, коловорот, лобзик;
  • красящий состав, лак;
  • резцы и тампон.

Как сделать заготовку

Прежде чем приступить к изготовлению заготовки, необходимо подготовить рабочее место. Стол, на котором будут делать заготовку должен быть прочный. Если в процессе работы стол случайно сдвинется с места или пошатнется, то вся работа пойдет на с марку. Освещение должно быть хорошее.

Этапы:

  1. Одной рукой зажимают резец, другой держат лезвие. При этом рукоятка инструмента должна упираться в ладонь. Мизинец на второй руке контролирует угол наклона лезвия.
  2. При процессе вырезания кривых линий наклон не делают. Следует контролировать оказываемое на инструмент давление. Это необходимо для того, чтобы все линии были одной ширины.
  3. После того как изображение нанесли, следует нанести лак в несколько слоев. Однако второй слой лая необходимо нанести только после того, как первый слой полностью высохнет.

Если прорезанная резьба по фанере лобзиком чертежам соответствует, то значит, мастер все сделал правильно.

Ажурный способ

Процесс работы:

  1. Наносят рисунок с помощью заранее приготовленного шаблона.
  2. Осуществляют отпиливание. Затем совершают разметку направляющих отверстий.
  3. Осуществляют выпиливание по внутреннему контуру.
  4. С помощью наждачной бумаги вырезанные элементы отшлифовывают.
  5. Надежно закрепляют заготовку. Затем помечают места, в которые необходимо сделать отверстия. Для этого используют коловорот. Если надо сделать небольшие дырки, применяют шило.
  6. После проделанной работы осуществляют отпиливание картинки по контуру. Затем изделие очищают и отшлифовывают.
  7. Выпиливание осуществляют с помощью электрического или обычного лобзика.

Выпиливание

Стоит отметить, что процесс работы практически ничем не отличается от предыдущих методов. Однако многие считают, что такой метод является самым простым и понятным. Выпиливание осуществляют с помощью обычного лобзика или электрического.

Стоит отметить, что на заводах выпиливание элементов выполняют с помощью лазера.

Для того чтобы резка получилась привлекательной, необходимо уметь работать с лобзиком.

Процесс:

  1. На фанерный лист наносят выбранное изображение. Начинающему мастеру для начала надо выбрать что-то попроще, где не надо будет выпиливать внутренние отверстия с плавными линиями.
  2. Заготовку надежно фиксируют с помощью струбцин. Если их нет, то можно обойтись и без них.
  3. Пила должна находиться перпендикулярно плоскости основы. Пилить надо равномерно. Рука должна двигаться в направлении выпиливаемого контура.
  4. С помощью наждачной бумаги изделие отшлифовывают. Позаботиться следует и о краях.
  5. Изделие красят или покрывают лаком.

Почему используют именно фанеру для создания резьбы

В настоящее время такой материал активно используют не только при изготовлении декоративных элементов, его также применяют при изготовлении мебели, чернового пола, отделки стен, потолка и не только.

Выбирают такой материал по многим причинам:

  • не боится влаги;
  • перепады температур негативного воздействия на фанеру не оказывают;
  • низкая стоимость (в отличие от цельного дерева цена н фанерный лист намного ниже);
  • простота в работе;
  • малый вес.

Стоит также отметить, что для изготовления поделок и предметов мебели, где будет присутствовать резьба, необходимо выбирать первосортную или второсортную фанеру. Остальные сорта (3,4) для такого творчества не подойдет, так как на поверхности присутствуют трещины, сколы, сучки.

В заключение

Если резьбу по фанере совершали, строго следуя инструкции, при этом учитывали все особенности резки и материала, то в результате получится изделие, которое будет заслуживать всеобщего внимания. С помощью такой поделки можно не только украсить интерьер, но и преподнести в качестве подарка.

Однако помимо того, что в результате можно получить красивое изделие¸ сам процесс очень интересный и увлекательный.


© 2024
risovatlegko.ru - Risovatlegko - Портал рукоделия