Мы в большой светлой комнате, уставленной чертежными досками. Возле каждой доски — письменный стол. Стоя у доски или склонившись над столом, трудятся инженеры и техники. Это — конструкторское бюро.
Проектировщик на листе проводит линию. Это граница, вдоль которой выстроятся новые дома. Наконец улица заняла свое место на плане. Она взята в расчет озеленителями, дорожниками, транспортниками. Теперь многим специалистам надо подумать, как обеспечить ее будущих жителей всем необходимым.
В другом конструкторском бюро на белых листах бумаги рождаются контуры деталей, сборочных единиц и общих видов машин.
Среди конструкторской документации — чертежи, схемы, рисунки, технические описания, инструкции по эксплуатации и ремонту.
История возникновения и развития черчения, как науки об изображении предметов на плоскости, берет свое начало в далеком прошлом.
Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота на которых служила человеку источником существования (рис. 1).
Рис. 1. Древние изображения животных и птиц.
Древние египтяне передавали свои мысли и представления с помощью знаков-рисунков, которые называются иероглифами.
Длинными строчками, как буквы в книгах, выстраивались на плитах и стенах змеи, совы, ястребы, руки, головы, люди, жуки, пальмовые листья и др. Среди них всевозможные фигуры: квадраты, треугольники, круги, петли.
Всего не перечислишь (рис. 2, а). Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рисунке 2, б.
Рис. 2. Знаки-рисунки (иероглифы) и их расшифровка.
Ученые проследили длинный путь, ведущий от картинок до современных букв. Буквы менялись по виду, поворачивались «лицом» слева направо, «ложились на спину», «становились на голову» — пока не стали такими, какими мы видим их теперь. Так, заглавная русская буква А является вырожденным изображением «Алефа» — быка. Положите букву набок и вы увидите упрощенное изображение рогатой морды животного (рис. 3).
Рис. 3. Происхождение начертания заглавной буквы «А».
Римские цифры I, II, III — это один, два и три пальца; V — пятерня с отставленным большим пальцем.
Цифры писали не только «стоящими», но и «лежащими».
При быстром письме, не отрывая перо от бумаги, цифры изменялись, приближаясь постепенно к современным (рис. 4).
Рис. 4. Происхождение цифр и их написания.
Картинки и буквы не чужды друг другу. Оба вида изображения служат одной цели: передать сообщение от одного человека другому. Мы и сейчас заменяем буквы картинками, когда они для нас удобнее, выразительнее слов.
Рис. 5. Знаки техники безопасности.
На рисунке 5 даны некоторые знаки безопасности для школ и предприятий, где ведется трудовая подготовка учащихся по автоделу:
1) запрещающий знак (запрещается пользоваться открытым огнем);
2) предупреждающий знак (осторожно! Воспламеняющиеся вещества);
3) предписывающий знак (работать в защитных перчатках);
4) указательный знак (пункт питания наверху).
Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре (рис. 6). На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.
Рис. 6. Древняя гравюра охотничьего угодья Северного Кавказа.
С развитием строительного дела и техники людям понадобились такие способы изображения пространственных предметов, которые позволили бы быстро и точно передать действительные размеры этих предметов, отразить их особенности и взаимное расположение.
Еще не появилась специальная наука об изображении пространственных тел, а уже отдельные приемы и простые правила черчения находили широкое применение в различных областях техники. Эти приемы находим мы в чертежах знаменитых русских механиков Кулибина и Ползунова, в кораблестроительных чертежах эпохи Петра I и в других работах русских и иностранных техников.
В 1795 году французский геометр Гаспар Монж впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии как науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени ЧЕРТЕЖ стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.
Зачем чертить самому? Это сложно, будут ошибки, потраченное время. А ведь можно просто заказать чертеж у специалистов, которые знают необходимые ГОСТы, нормы и правила (СНиП). Но ведь тогда Вы сами ничему не научитесь и потратите свои деньги!
Отправить комментарий